Загадочные места Среднего Урала - «Аномальные зоны» » «Территория Заблуждений»
Меню

Аномалии

Добавлено: 03-дек-2018, 17:12

Загадочные места Среднего Урала - «Аномальные зоны»






Во время январских каникул 2018 года членами армавирского местного отделения Русского географического общества была произведена очередная исследовательская экспедиция. Мы перенеслись на 2 тысячи 800 километров от предгорья Северного Кавказа к подножию Уральских гор.


Вблизи города атомной промышленности Свердловска-44, в 70 километрах от Екатеринбурга мы исследовали одно из многих прекрасных мест Среднего Урала — святилище древних племён вагулов, расположенного на берегах озера Шайтан.


Средний Урал предстал нашему исследовательскому взору в величественной красоте бело-яркой зимы: пушистое, сверкающее убранство осин и берёз, мягкая безветренная погода и приятная, бодрящая минусом температура, что так не свойственно Краснодарскому краю.




Озеро Шайтан расположено в 15 километрах на запад от города, который в 1949 году начал своё существование открытием комбината атомной промышленности. Сегодня численность населения в этом закрытом населённом пункте насчитывает 90 тысяч жителей.


Город строился рядом с поселением староверов Верх-Нейвинским, по тем временам весьма большим. Рядом находились ещё множество небольших сёл — в две, три улицы. Сегодня таковых уже нет на карте. Да и сам посёлок Верх-Нейвинский остался с одной, двумя улочками покосившихся старо-деревянных изб.


На столетних чёрных бревенчатых избах вокруг маленьких окон струится рисунок, вырезанный мастерами далёких дней истории. Орнаментальные узоры где-то сложные, где-то попроще. Но отличительной особенностью, которую я особо отметила для себя, был рисунок слуховых окошек на фронтонах всех без исключения оставшихся в неизменной форме изб — две вершины горы и восходящее над ними солнце.


На мой взгляд жителя Северного Кавказа, это образ нашего двуглавого Эльбруса. Такую точку прецессии восхода солнца между двумя пиками я наблюдала по утрам во время экспедиционного похода в долину Джылы-суу со стороны селения Хурзук в Карачаево-Черкесии.




О каких именно местах Среднего Урала повествует это напоминание в качестве рисунка на фронтонах крыш, пока остаётся загадкой. Вот что рассказал местный сторожил, охотник Владимир Иванов:


Когда я приехал ещё мальцом в только что строившийся город, мы жили как раз в этом посёлке. Я дружил с местными ребятами, детьми староверов. Характеры у них были особенные, не такие как у городских ребят, не всем удавалось с ними подружиться. С самого детства мальцы были прирождёнными охотниками: в 10-ти летнем возрасте ловко умели поставить силки на птиц, петли на зайцев, знали все виды ловушек и читали любые следы зверья.


Были выносливыми и более взрослыми в вопросах взаимодействия природы и человека. С детства ребята знали кодекс охотника и никогда не пренебрегали им. В отношении с развивающейся вокруг их мира цивилизации были холодны. Многие из них и во взрослом возрасте сторонились города, ведя своё странное бытиё обособленно и строго.


Далее наши дороги жизни разошлись, что стало с ними я не знаю, но очень благодарен тем ребятам за истинную красоту того сказочного пространства, которое они приоткрыли для меня в далёких пятидесятых годах.


Итак, мы отправились к Шайтанскому озеру с целью посетить древнее капище вагулов. Святилищ вокруг озера три. К двум из них можно подобраться по воде летом или по льду зимой, но так как лёд был ещё слаб, мы пожаловали к святилищу, к которому можно было подобраться по узкой дамбе.


Путь пролегал через настоящую таёжную чащу. Дорогой по белой картине снегового одеяла читали следы зайца, лисы, куницы и мелких грызунов. Лес там населён всякой живностью в изобилии.


Предстали взору диковинные стройные осины, лиственница, берёзы, липы, кедры и строевые сосны. Разлапистые ёлки в сверкающем снеговом убранстве казались самыми прекрасными существами тайги. Лес строевой, каждое дерево в 2-3 обхвата, чистый, звенящий. Само пространство почувствовалось как гостеприимное, зовущее к своим древним таинствам.




Озеро Шайтан было покрыто белой пустошью. В лёгкой снеговой дымке терялся противоположный берег, где наискось, через поле снегового моста – святилище. Но по свежему льду было боязно идти, поэтому мы пошли на восточный Шихан – святилище древних устроителей. Справка:


Все памятники, расположенные вокруг озера, можно разделить на два типа: береговые низинные и скальные. Скальные памятники выстроены на высоких мысах. Другие — сложены из гранитных блоков или же покоятся на гранитных шиханах (останцах) высотой 7-11 метров. На восточном и северном берегах находится по одному памятнику, на западном — ещё три.


Зимой к озеру можно выйти по самому кратчайшему пути — по реке Кедровка, а далее по болоту, что со стороны дороги Нейва-Рудянка, — Серовский тракт. Наибольший интерес представляют три исследованных и опубликованных скальных памятника: Шайтанский шихан, Южный и Средний шиханы. Их изучение дало значительные по величине и содержанию описание комплексов находок, в том числе неолитическое погребение и остатки человеческих останков, а так же там археологами была собрана богатая коллекция утвари, украшений и оружия.


Древние вагулы, населявшие эти земли, были не только умелыми охотниками и добытчиками, но и имели глубокую духовную основу: практиковали шаманизм, камлание, совершали ритуалы. Об этом свидетельствуют находки археологов богатой коллекции шаманских оберегов и идолов. Топография памятников и характер находок дают возможность интерпретировать памятники в качестве скальных святилищ. Работы на озере ведутся с 1996 года.


Многолетние исследования показали, что все шесть памятников, как низинных, так и скальных, функционировали в качестве культовых. После завершения изучения основных памятников была проведена широкая разведка вокруг озера, в пределах полосы шириной до 1,5 километров. В результате было обнаружено ещё несколько скальных святилищ.


И вот предстало взору то самое потаённое место. В пространстве безмятежности и доверительности иное ощущение, это заметили все члены маленькой экспедиции. Пространство словно шатёр, покрыло нас чуть более тёплым воздухом, безветряной тишиной и каким-то особым настроением.




Каждый член команды погрузился в своё мироощущение и каждый пошёл по своему пути. Наблюдения показали, что в таких местах время растворяется, человек духовно сливается с пространством в единое целое.


При первом взгляде на каменные нагромождения казалось, что это дело рук человеческих. Огромные камни-блоки, облизанные ветрами и дождями, выглядели окатанными, никаких резких углов. Пространство начинало тебя вести от камня к камню, и ты вступал в глубокое общение с тайнами древних святилищ. Под этими камнями хотелось посидеть, и думалось рядом с ними о чистоте помыслов.




К этим каменным стражам нельзя было не прикоснуться живой, тёплой энергией. Вызвала интерес узкая и длинная щель между камнями, напоминающая портал. Вероятно, так же идёт духовное обновление — от тёмного к светлому, как у берёзы в проёме портала.




На вершинае святилища находится священная каменная чаша. Дождевая вода, скапливающаяся в ее углублении, вбирает лучи восходящего солнца. По приданиям, умывшись такой водой, человек открывает свои духовные очи.




С восточной стороны шихана находится святилище огня. Удобно расположенный валун образует козырёк около 2,5 метров, огороженное с трёх сторон место само просится под очаг. Стены валуна изрядно закопчены постоянным использованием места по назначению.




Самые удивительные впечатления произвёл летающий сейд-камень, аккуратно выставленный по некой непонятной нам схеме. Под ним бережно подложены маленькие камни – пятки. Под этим камнем приходили образы далёкой, такой непонятной жизни, когда восходы дарили энергию, луна серебрила мудростью, а деревья были большими. Там, в таёжной глуши, мы нашли сказку, по ощущениям, каждый свою.






Во время январских каникул 2018 года членами армавирского местного отделения Русского географического общества была произведена очередная исследовательская экспедиция. Мы перенеслись на 2 тысячи 800 километров от предгорья Северного Кавказа к подножию Уральских гор. Вблизи города атомной промышленности Свердловска-44, в 70 километрах от Екатеринбурга мы исследовали одно из многих прекрасных мест Среднего Урала — святилище древних племён вагулов, расположенного на берегах озера Шайтан. Средний Урал предстал нашему исследовательскому взору в величественной красоте бело-яркой зимы: пушистое, сверкающее убранство осин и берёз, мягкая безветренная погода и приятная, бодрящая минусом температура, что так не свойственно Краснодарскому краю. Озеро Шайтан расположено в 15 километрах на запад от города, который в 1949 году начал своё существование открытием комбината атомной промышленности. Сегодня численность населения в этом закрытом населённом пункте насчитывает 90 тысяч жителей. Город строился рядом с поселением староверов Верх-Нейвинским, по тем временам весьма большим. Рядом находились ещё множество небольших сёл — в две, три улицы. Сегодня таковых уже нет на карте. Да и сам посёлок Верх-Нейвинский остался с одной, двумя улочками покосившихся старо-деревянных изб. На столетних чёрных бревенчатых избах вокруг маленьких окон струится рисунок, вырезанный мастерами далёких дней истории. Орнаментальные узоры где-то сложные, где-то попроще. Но отличительной особенностью, которую я особо отметила для себя, был рисунок слуховых окошек на фронтонах всех без исключения оставшихся в неизменной форме изб — две вершины горы и восходящее над ними солнце. На мой взгляд жителя Северного Кавказа, это образ нашего двуглавого Эльбруса. Такую точку прецессии восхода солнца между двумя пиками я наблюдала по утрам во время экспедиционного похода в долину Джылы-суу со стороны селения Хурзук в Карачаево-Черкесии. О каких именно местах Среднего Урала повествует это напоминание в качестве рисунка на фронтонах крыш, пока остаётся загадкой. Вот что рассказал местный сторожил, охотник Владимир Иванов: Когда я приехал ещё мальцом в только что строившийся город, мы жили как раз в этом посёлке. Я дружил с местными ребятами, детьми староверов. Характеры у них были особенные, не такие как у городских ребят, не всем удавалось с ними подружиться. С самого детства мальцы были прирождёнными охотниками: в 10-ти летнем возрасте ловко умели поставить силки на птиц, петли на зайцев, знали все виды ловушек и читали любые следы зверья. Были выносливыми и более взрослыми в вопросах взаимодействия природы и человека. С детства ребята знали кодекс охотника и никогда не пренебрегали им. В отношении с развивающейся вокруг их мира цивилизации были холодны. Многие из них и во взрослом возрасте сторонились города, ведя своё странное бытиё обособленно и строго. Далее наши дороги жизни разошлись, что стало с ними я не знаю, но очень благодарен тем ребятам за истинную красоту того сказочного пространства, которое они приоткрыли для меня в далёких пятидесятых годах. Итак, мы отправились к Шайтанскому озеру с целью посетить древнее капище вагулов. Святилищ вокруг озера три. К двум из них можно подобраться по воде летом или по льду зимой, но так как лёд был ещё слаб, мы пожаловали к святилищу, к которому можно было подобраться по узкой дамбе. Путь пролегал через настоящую таёжную чащу. Дорогой по белой картине снегового одеяла читали следы зайца, лисы, куницы и мелких грызунов. Лес там населён всякой живностью в изобилии. Предстали взору диковинные стройные осины, лиственница, берёзы, липы, кедры и строевые сосны. Разлапистые ёлки в сверкающем снеговом убранстве казались самыми прекрасными существами тайги. Лес строевой, каждое дерево в 2-3 обхвата, чистый, звенящий. Само пространство почувствовалось как гостеприимное, зовущее к своим древним таинствам. Озеро Шайтан было покрыто белой пустошью. В лёгкой снеговой дымке терялся противоположный берег, где наискось, через поле снегового моста – святилище. Но по свежему льду было боязно идти, поэтому мы пошли на восточный Шихан – святилище древних устроителей. Справка: Все памятники, расположенные вокруг озера, можно разделить на два типа: береговые низинные и скальные. Скальные памятники выстроены на высоких мысах. Другие — сложены из гранитных блоков или же покоятся на гранитных шиханах (останцах) высотой 7-11 метров. На восточном и северном берегах находится по одному памятнику, на западном — ещё три. Зимой к озеру можно выйти по самому кратчайшему пути — по реке Кедровка, а далее по болоту, что со стороны дороги Нейва-Рудянка, — Серовский тракт. Наибольший интерес представляют три исследованных и опубликованных скальных памятника: Шайтанский шихан, Южный и Средний шиханы. Их изучение дало значительные по величине и содержанию описание комплексов находок, в том числе неолитическое погребение и остатки человеческих останков, а так же там археологами была собрана богатая коллекция утвари, украшений и оружия. Древние вагулы, населявшие эти земли, были не только умелыми охотниками и добытчиками, но и имели глубокую духовную основу: практиковали шаманизм, камлание, совершали ритуалы. Об этом свидетельствуют находки археологов богатой коллекции шаманских оберегов и идолов. Топография памятников и характер находок дают возможность интерпретировать памятники в качестве скальных святилищ. Работы на озере ведутся с 1996 года. Многолетние исследования показали, что все шесть памятников, как низинных, так и скальных, функционировали в качестве культовых. После завершения изучения основных памятников была проведена широкая разведка вокруг озера, в пределах полосы шириной до 1,5 километров. В результате было обнаружено ещё несколько скальных святилищ. И вот предстало взору то самое потаённое место. В пространстве безмятежности и доверительности иное ощущение, это заметили все члены маленькой экспедиции. Пространство словно шатёр, покрыло нас чуть более тёплым воздухом, безветряной тишиной и каким-то особым настроением. Каждый член команды погрузился в своё мироощущение и каждый пошёл по своему пути. Наблюдения показали, что в таких местах время растворяется, человек духовно сливается с пространством в единое целое. При первом взгляде на каменные нагромождения казалось, что это дело рук человеческих. Огромные камни-блоки, облизанные ветрами и дождями, выглядели окатанными, никаких резких углов. Пространство начинало тебя вести от камня к камню, и ты вступал в глубокое общение с тайнами древних святилищ. Под этими камнями хотелось посидеть, и думалось рядом с ними о чистоте помыслов. К этим каменным стражам нельзя было не прикоснуться живой, тёплой энергией. Вызвала интерес узкая и длинная щель между камнями, напоминающая портал. Вероятно, так же идёт духовное обновление — от тёмного к светлому, как у берёзы в проёме портала. На вершинае святилища находится священная каменная чаша. Дождевая вода, скапливающаяся в ее углублении, вбирает лучи восходящего солнца. По приданиям, умывшись такой водой, человек открывает свои духовные очи. С восточной стороны шихана находится святилище огня. Удобно расположенный валун образует козырёк около 2,5 метров, огороженное с трёх сторон место само просится под очаг. Стены валуна изрядно закопчены постоянным использованием места по назначению. Самые удивительные впечатления произвёл летающий сейд-камень, аккуратно выставленный по некой непонятной нам схеме. Под ним бережно подложены маленькие камни – пятки. Под этим камнем приходили образы далёкой, такой непонятной жизни, когда восходы дарили энергию, луна серебрила мудростью, а деревья были большими. Там, в таёжной глуши, мы нашли сказку, по ощущениям, каждый свою.



Исторический факт

Прокомментировать статью

Комментарии для сайта Cackle

Похожие новости



Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика