Небольшая речушка Богунай в Красноярском крае сейчас пользуется большой популярностью у туристов. На этом притоке Енисея охотно проводят отпуск любители таежной экзотики, ночевок в палатках и прекрасной рыбалки.
Однако не все знают, что Богунай — загадочное место, где родилось немало легенд, рассказывающих о чудесных событиях, происходящих близ этой сибирской реки.
Содержание
- 1 Камень шамана
- 2 Лесной чаровник
- 3 Призраки старого рудника
- 4 Чудо святого скита
Камень шамана
Испокон веку зыряне, коренные жители этих земель, верили, что в реке Богунай обитают добрые духи, оттого-то тут зверь и рыба водятся в изобилии.
Старинное предание рассказывает, что давным-давно упал с неба в воды Богуная таинственный черный камень и принес с собой силы неведомые. С тех пор шаманы зырян стали называть Богунай местом, где сходятся земной и небесный миры, и приходили сюда, чтобы напитаться энергией черного камня и получить пророчество о будущем своего племени. В дни зимнего и летнего солнцестояний камень излучал особую силу и начинал светиться мистическим розовым светом.
В такие дни шаманы молились здесь добрым духам и приносили им щедрые жертвы. Со временем небесный пришелец стал называться Камнем шамана, так как только посвященным он открывал свою силу. Случайный же человек, оказавшийся близ этого камня, мог быть сражен смертельной болезнью.
Старожилы этих мест рассказывают, что Камень шамана и по сей день стоит на одном из мелководий Богуная, однако найти его очень трудно. Считается, что показывается он только людям, остро нуждающимся в помощи. А вот те, кто ищут его из праздного любопытства, рискуют навлечь на себя страшные несчастья.
Лесной чаровник
Одной из «достопримечательностей» богунайских лесов является их таинственный обитатель, прозванный местными жителями чаровником. В любой окрестной деревушке можно услышать немало рассказов о некоем лесном человеке огромного роста, чье тело поросло густым волосом, а глаза горят ярким красным огнем. Кроме того, этот лешак обладает силой внушения и способен передавать мысли на расстояние.
Благодаря этому он заставляет человека совершать те или иные поступки, однако ни разу не было замечено, чтобы он применил свои сверхспособности для злого дела. Напротив, лесной человек, несмотря на огромную физическую силу, довольно безобиден, хотя и любит подчас подшутить над людьми. Так, с помощью своих чар (как говорили в старину — отводя глаза) он подкрадывается к грибнику или охотнику и, неожиданно возникая перед ошалевшим человеком, пугает его громким криком.
Рассказывают, что еще несколько десятилетий назад богунайские лешаки водили дружбу с охотниками. Те, отправляясь на промысел, брали для чаровника специальное угощение — вареный картофель и свежий хлеб, так как в деревнях каждый знал: лесной человек не ест мясной пищи.
Встречался охотник с лешаком в особом месте, где тот забирал принесенные гостинцы, после чего исчезал в лесной чаще. Охотник же знал, что вскоре непременно добудет стоящую добычу, которую лешак пригонит на его тропу с помощью своих чар.
Однако браконьеров, бьющих дичь без счету и надобности, а также людей, относящихся к тайге без должного уважения, чаровник сурово наказывал, заставляя их по нескольку дней кружить по лесу, доводя тем самым до полного изнеможения.
В советские времена, когда в Сибири вовсю начали строиться заводы и секретные военные объекты, лешаков безжалостно отстреливали специально подготовленные и строго проинструктированные отряды НКВД.
После таких «зачисток» местные жители нередко находили в лесу свежие холмики земли, небрежно присыпанные сухими ветками. Раскопав такой холмик, любопытные могли обнаружить под ним одного, а то и нескольких застреленных чаровников.
Но даже несмотря на такое варварское истребление, в богунайских лесах и сейчас водятся загадочные существа, которые нет-нет да и напугают не ожидающего такой встречи рыбака или туриста.
Призраки старого рудника
Одно из самых жутких мест на берегах Богуная — это старый прииск, где когда-то старатели добывали золото. Известно, что Богунай — речка золотоносная, добыча благородного металла была начата здесь еще в XIX веке. Однако расцвет «золотой» эпохи пришелся на 1930-1940-е годы. А в начале 1950-х рудник был неожиданно закрыт.
Официальная версия гласила, что произошло сворачивание на Богунае золотодобычи в связи с истощением местных пород, но если учитывать неистощимые здешние месторождения, выглядит она крайне нелепо.
Ходили слухи, что рудник закрыли из-за строительства поблизости секретной ракетной базы, однако факты, подтверждающие это, так и не были найдены.
Прошли годы. И сам прииск, и построенный рядом с ним поселок превратились в настоящий лесной «город-призрак», на территории которого вряд ли согласится провести ночь даже самый отчаянный смельчак.
Вездесущие туристы, забредшие сюда ради любопытства, рассказывали потом, что, бродя среди полуразваливших-ся строений, постоянно чувствовали на себе чей-то пристальный взгляд, и это порождало в душе тихую жуть.
Кроме того, среди местных жителей ходят слухи, что из заброшенных штолен в ясные дни раздаются стук инструментов и голоса невидимых рабочих.
Поговаривают также, что если остаться на руднике на ночь, то под утро можно увидеть там процессию призраков. Рядом с осыпавшимися бараками прямо из воздуха выступает вереница полупрозрачных груженых телег, запряженных измученными лошадьми, которых сопровождают угрюмые люди.
Процессия движется через весь поселок, исчезая лишь за околицей. Надо сказать, этот «караван призраков» выглядит удивительно реально, причем сопровождают его вполне естественные звуки груженого обоза: скрип колес, шорох шагов, лошадиное фырканье и позвякивание сбруи.
Чудо святого скита
Однако есть на Богунае место, о котором местные жители вспоминают с благоговением. Это монашеский скит, постройки которого давно обветшали и заросли высокой травой и молодыми деревьями.
Надо сказать, что поставлена обитель среди дремучей тайги была сравнительно недавно — в первые годы Гражданской войны, и возводили ее монахи, бежавшие в Сибирь из центральных районов России от ужасов большевистского террора.
Скит состоял из нескольких бревенчатых избушек, рядом с которыми братья-поставили стройную деревянную церковь. Целые дни проводили отшельники в трудах и молитвах, а слава об их благочестии вскоре разнеслась по всем окрестным деревням и селам. Со всей округи приходили сюда люди за добрым советом и благословением, приносили монахам небогатые припасы, считавшиеся настоящим богатством в то суровое время.
Старожилы вспоминают, что в скит на Богунае приезжал сам адмирал Колчак. Александр Васильевич долго беседовал с настоятелем обители, затем распустил свою армию, надежно спрятал доверенное ему золото, после чего добровольно сдался в руки большевиков.
Такой поступок многим сейчас покажется странным, но ведь таким образом Колчак смог избежать излишнего кровопролития. Говорят, что именно игумен богунайского скита указал ему место, где укрыть золото империи, и «запечатал» клад святой молитвой. Клад этот откроется достойным людям, когда придет время…
…Шли годы. Постепенно и к далекому сибирскому краю подбиралась коллективизация. Монахи, «забивающие головы несостоятельным крестьянам поповским мракобесием», оказались под угрозой расправы.
Дело в том, что святые старцы обители творили самые настоящие чудеса, слава о которых разлетелась по всему краю. Рассказывали, что им под силу было исцелить безнадежных больных, а от удара посоха настоятеля таял на реке лед в трескучие морозы на праздник Крещения.
И вот, чтобы расправиться с этим «контрреволюционным гнездом», в богунайский скит был направлен особый отряд милиции. Но когда каратели прибыли на место, нашли там лишь опустевшие кельи.
Некоторое время милиционеры тщательно прочесывали близлежащую тайгу — мол, старики не могли далеко уйти, — однако эти поиски не дали результата.
Местные ребятишки, пасшие в ночь перед приездом милиции коней близ скита, видели, как небо над обителью вдруг на несколько минут озарилось ярким светом. Знающие люди говорили, что не иначе как сам Господь укрыл слуг своих от расправы, вознеся их заживо в Царствие Небесное.
Как бы там ни было, тайна исчезновения монахов не раскрыта и поныне.